13 РЕНТГЕН :: На главную

ТЕКСТЫ :: ГЕРОИ-ОДИНОЧКИ ПРОТИВ ВЕСЕЛОЙ ПАРТИИ


Рассуждения в пользу настольных игр перед компьютерными


Не хотелось начинать статью в духе передовиц журнала «Работница». «Нас часто спрашивают». Начну с другого.

Со своей личной истории.

Несколько лет назад - ничтожный срок по меркам сдвига материковых плит и почти треть моей жизни - волна российских перемен выбросила меня в Европу. С чужим именем в паспорте, средним знанием немецкого и английского языков и бесполезным дипломом. Я очутился в Голландии, хотя изначально направлялся в Бельгию. Просто на полпути понял, что там мне делать нечего.

Первый год был самым веселым. Я подрабатывал охранником на русской дискотеке, помогал артели веселых голландских армян возить цветочные клубни, открывал с ними же магазин ворованной одежды.
И каждый вечер, если позволяла работа, ходил в местный клуб при магазине настольных игр «Fantasy Shop».

Днем там собирались в основном игроки в Magic и два раза в неделю поклонники Warhammer. Ближе к вечеру, когда сам магазин закрывался, клуб неофициально работал для местной тусы ролевиков и любителей настольных игр. Тогдашний хозяин магазина, замечательный Даниель, за скромную мзду разрешал брать любую незапечатанную коробку или книгу.

С вечерними завсегдатаями клуба у меня быстро наладились отношения. Помогало, что интересы и возраст у нас приблизительно совпадали. А когда я свел Даниеля с моими армянами, у которых можно было покупать за полцены дорогие шмотки и краденное спиртное, он полюбил меня, как брата.
Мне потребовалось всего полтора года, чтобы добиться цели, которую я ставил, начав ходить в клуб.
Я сносно выучил голландский. И, общаясь с автохтонами, многое узнал о жизни в стране, которая на шесть лет стала моим домом.

Все это случилось за столом, за которым мы играли. Люди, которых громили меня в «Risk», торговали со мной в «Siedlers», водились у меня по GURPS и «Shadowrun», скидывались на книгу правил «Chronopia» - все они стали моими друзьями. Я могу приехать к ним в любое время дня и ночи, я дрался за них с мароканскими гопниками и угонял обратно мопед рыжего Стефана.
Я стал для них своим. Все началось с горсти кубиков, переводимых на ломанный английский правил, и комнаты с пятью столами в магазине «Fantasy Shop»

А, вот, теперь я могу с чистой совестью написать: нас часто спрашивают, почему игры «13Рентген» разрабатываются, как настольные, а не как компьютерные?

Из «Падших ангелов Мультиверсума» вышел бы отличный сценарий для игры в духе «Фоллаут». «Бойня» могла бы легко побить «Уфо», как тактический симулятор.

Почему мы выбрали настольные игры?

Компьютерные игры это увлечение одиночек. Да, в наше время мы все одиноки и компьютеры заменяют нам живое общение, на которое многим не хватает сил и времени. Это откладывает свой отпечаток на специфику самих игр.

Даже играя по сети, мы берем от нашего живого оппонента только его рефлексы и паттерн тактического мышления. Мы отделены от его эмоций, внимания, интонаций - от всего, что составляет энергетическую суть человеческого общения. Между нами плоскость экрана и километры витого кабеля. Вместо улыбки смайлики. Вместо зеркала глаз черное окно чата.

Мы сами превратились в курсор мыши, в руку с рейлганом на правой стороне, в орду танков. Вы скажете: он-лайн RPG. «Ультима», «Сфера», «Анархия». Я отвечу: как дела, сколько крыс убили сегодня? И сколько тысяч кликов надо еще сделать на наковальню, чтобы умение «Кузнец» повысилось на один балл?

Все, что может дать компьютер это суррогат. Трехмерная симуляция. Вы можете на время забыть о собственном одиночестве, но никогда не избавитесь от него.

Зачем вам доспехи из шкуры дракона, звездолет последней модели и гора сокровищ, если вы не можете до них даже дотронуться? Что вам может дать компьютер, кроме иллюзиии удовольствия?

Возьмите выкрашенного вашей рукой космического пехотинца. Горсть красивых фишек или стопку карточек. Подбросьте кубики. Настольная игра переносит вас в плоскость _ощущения_. Если вы играли в детстве в «Монополию» или «Бизнес-2000», вспомните, как приятно лежали в руке пачки бумажных денег. Что против этого циферки золота в углу экрана?

И за столом вы не одни. Люди, которые играют с вами, возможно, друзья. Возможно, просто знакомые. Или вы видите их в первый раз.
Но после игры вы будете их знать гораздо лучше.

Вам не интересно, как быстро этот человек умеет жать на кнопку мыши и как хорошо он заучил горячие клавиши. Но вы узнаете, умеет ли он побеждать честно и проигрывать спокойно. Надеждный ли он союзник и опасный ли враг.
Вы заглянете ему в глаза в момент наивысшего игрового напряжения.

И увидете его обнаженную душу, а не мертвое мерцание экрана.

Калеб К.К.
31.12.2003

 


Рейтинг@Mail.ru
© 2006, все права облучены 13r.ru
© 2006, дизайн artika.ru